Степени защиты шинопровода. Нередко часть шинопровода или даже вся линия, согласно проекту, проходит снаружи здания\сооружения, вступает в контакт с агрессивными средами, либо находится в условиях повышенной пожароопасности. В такой ситуации правильный выбор типа шинопровода становится особенно актуальным.
Сотрудники технического подразделения PitON всегда готовы объяснить нашим клиентам и партнерам, как именно следует защищать шинопровод от воздействия воды, грязи и пыли. А главное – готовы предложить решения для каждой конкретной задачи.
Наши шинопроводы готовы к взаимодействию с различными типами влажных сред. Для того, чтобы четко различать, в какие среды оборудование может быть погружено, а в какие этого делать не стоит, следует ориентироваться на два базовых критерия.
Первый критерий – степень защищенности (IP**).
Степень защищенности любого оборудования, работающего на электричестве, можно описать в терминах ГОСТ 14254-2015 (далее «ГОСТ»). Данным ГОСТом описываются электрические приборы напряжением не выше 72,5 кВ.
Составитель означенного стандарта - Технический комитет по стандартизации ТК 341 «Внешние воздействия». В основу данного документа положен стандарт IEC 60529:2013. Документ утвержден Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации и действует на территориях России, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана. В качестве национального стандарта России используется с 1 марта 2017 года.
Узнать степень защищенности оболочки можно по коду. Код имеет вид IP X1 X2 X3 X4. Рассмотрим подробнее значение всех элементов кода.
IP – буквенный элемент кода, который является неизменным и расшифровывается как International Protection.
X1 – характеристика уровня защищенности оболочки от запыления по шкале от 0 до 6. При этом 0 будет означать, что изделие абсолютно не защищено от проникновения пыли, 6 – изделие полностью пыленепроницаемо.
X2 – характеристика уровня защищённости оболочки от воды по шкале от 0 до 9. При этом 0 означает незащищенность изделия от воды, 9 означает, что изделие может выдержать напор горячей воды под высоким давлением.
X3 и X4 – буквенный элемент кода, означающий условия, выходящие за рамки описанных в числовых характеристиках. Это необязательный элемент кода. В электротехнической сфере данный элемент используется достаточно редко, поэтому мы не будем изучать его более детально.
Допустим, перед нами шинопровод PitON серии Е3 - IP55. Что означает код в данном случае?
Мы видим, что корпус шинопровода достаточно хорошо оберегает от пыли (значение 5), однако все-таки не полностью. Тем не менее, та пыль, которая все-таки проникает под корпус, не оказывает какого бы то ни было влияния на функционирование шинопровода. Защита от воды также характеризуется значением 5. Это означает, что корпус отлично выдерживает брызги. Можно сделать обобщающий вывод: перед нами надежное достойное изделие, беспроблемно работающее в стандартных условиях.
Более подробно стоит рассмотреть такие степени защищенности, как IP68, IP69, IP69K.
Почему именно их? Дело в следующем. Прежде всего, степень защищенности IPX9 появилась не так уж и давно. Она обозначает защищённость от воздействия горячих струй воды под высоким давлением. В предыдущем ГОСТе такая маркировка отсутствовала. Максимальная степень защиты шифровалась как IPX8, и означала защиту от длительного нахождения под водой.
Далее. Шифр IP69K де-факто означает ту же степень защищенности, что и IP69. Разница в одном: первый шифр показывает степень защищенности по немецкому стандарту DIN 40050-9, а второй -
по европейскому стандарту IEC 60529:2013, он же ГОСТ 14254-2015.
IP68 и IP69 – наивысшие степени защищенности для электрооборудования с номинальным напряжением не выше 72,5 кВ. Оборудование с такими шифрами практически полностью защищено от попадания пылевых частиц внутрь. Разница есть только в степени защиты от воды: шифр IP68 означает, что оборудование может долгое время находиться под водой (так, это может быть зонд для исследования скважины), а шифр IP69 либо IP69K – то, что оборудование защищено от воздействия горячей воды под высоким давлением (это может быть оборудование, регулярно подвергающееся очистке посредством струй горячей воды – транспорт, оборудование для химической или пищевой отрасли).
Сравним степени защищенности шинопроводов серии Е3 (IP67) и серии CR1 (IP68).
Условия использования оборудования таковы, что минимум необходимой защищенности – это защищенность по шифру IP67. Согласно ГОСТу, это значит, что, находясь под водой на глубине до 1 метра, в течение максимум получаса оборудование будет защищено от попадания воды вовнутрь. А вот шинопровод серии CR1 имеет шифр IP68. Это означает, что оно может находиться под водой на глубине до 10 м сколь угодно долго, а значит, продолжит успешно функционировать в случаях аварийных ситуаций. Нужна ли степень защиты IP69? Логично рассудить, что нет, это уже будет избыточно и только усложнит конструкцию устройства.
Важно понимать, что, если производитель заявляет степень защищенности IP69 или IP69K, он должен подробно указать время воздействия воды, ее температуру, интенсивность потока в литрах в минуту. Лишь тогда эта степень защищенности может расцениваться как реально присутствующая. Если подобных разъяснений со стороны производителя нет, скорее всего, изделие обладает степенью защищенности максимум на уровне IP68, а слова производителя о IP69 или IP69K всего лишь призваны стимулировать продажи и не имеют под собой реальных оснований.
Второй критерий – максимально допустимая температура окружающей среды.
Основная масса систем шинопроводов на современном рынке рассчитана на нормальную работу в диапазоне температур от -5 до +40 С. Если система расположена внутри помещения, такого диапазона вполне достаточно. Однако если система должна будет располагаться снаружи, то этот температурный диапазон должен быть существенно увеличен.
Иногда, чтобы поднять степень защиты шинопроводов внутреннего применения с IP54 до IP66, производители дополнительно уплотняют все места соединения. Однако это не делает шинопровод пригодным к эксплуатации снаружи помещения.
Дело в том, что температурные перепады и влажность наружной среды – чрезмерное испытание для изоляции токоведущих шин, не рассчитанной на такие нагрузки. На изоляции и токоведущих шинах может образовываться конденсат. Особенно этому подвержены изделия с шовной полиэстровой изоляцией.
Вот почему не стоит пробовать использовать шинопровод, рассчитанный на эксплуатацию внутри помещения, в условиях наружной среды. Кстати, если при этом возникнут те или иные технические проблемы, данный случай не будет расцениваться как гарантийный.
Для наружного применения необходимо использовать лишь специальные шинопроводы, например, серии CR1 (IP68). Компания PitON гарантирует своим клиентам, что шинопроводы данной серии успешно и эффективно функционируют в температурном диапазоне от - 60 до +60С. Все токоведущие шины и стыковочные узлы наружных шинопроводов в ходе монтажа заливают специальным компаундом. Он выполняет как функцию изолятора шин, так и функцию защитного корпуса. Внутри же самого шинопровода просто нет места, куда могли бы попасть пыль и вода.